Обзор игровых микроконсолей на конференции GDC 2015

0

Микроконсоли не сдаются

Микроконсоли прошли большой путь. За прошедшие два-три года их успели все полюбить, затем похоронить, затем огорчиться, что рано похоронили, снова выкопать, а затем снова похоронить. Радостная новость: похоже, нашу стюардессу снова выкопали! И в этот раз дело может обернуться чуть более серьезными последствиями, чем раньше, потому что за идею микроконсолей вписалась сама Nintendo. Впрочем, об этом чуть позже — а пока бодрая и жизнерадостная NVIDIA анонсирует микроконсоль NVIDIA Shield! Ура!

Что значит «анонсировали два года назад»? Ту штуку уже давно закопали! Нынешняя NVIDIA Shield совершенно новая приставка, но с тем же названием, что и старая. Что логично. Если такими темпами закапывать-раскапывать, то никаких названий не напасешься. Впрочем, старая тоже никуда не делась, теперь ее называют SHIELD Portable, но. похоже, разработчики разочаровались в портативном формате. Не может она тягаться со смартфонами, ну и стоит дорого, а потому не пользуется спросом.

Поэтому новую приставку сделали домашней. Она может выступать в роли цифровой телеприставки на базе Android TV, но в отличие от своих коллег типа Google Nexus Player приставка обладает совершенно невероятными игровыми возможностями, за которые отвечает чип Tegra Х1 с восьмиядерным процессором и графическим ядром GeForce 6 ULP на основе микроархитектуры Maxwell, используемой в видеокартах класса GeForce серии 9хх. Проблема одна: все эти характеристики ни о чем особом не говорят. В последнее время модно рассуждать о том, как мобильные чипы уже обогнали приставки прошлого поколения и начинают замахиваться на PS4 и Xbox One, однако крутые блокбастеры с бюджетами в десятки миллионов долларов появляться там не спешат… А без крутых игр самая крутая графика останется невос-требованной.

Возможно, новая NVIDIA Shield сможет решить эту проблему. Дело в том, что теперь мобильные устройства могут поддерживать полноценные игры на базе OpenGL, а в скором времени стоит ожидать появление на них и API Vulkan, о котором мы говорили чуть ранее. Добавьте к этому тот факт, что уже сейчас NVIDIA использует в Tegra ту же архитектуру, что в видеокартах на PC… И получится интересная картина: полноценные PC-игры (из тех, что работают на Linux) можно будет без проблем портировать на мобильные платформы.

Вы не верите? И правильно делаете. Когда NVIDIA обратилась к разработчикам Borderlands, рисуя им подобные перспективы, они лишь посмеялись и отправили ее куда подальше. Однако инженеры NVIDIA оказались настойчивыми. Они выпросили у Gearbox исходные коды игры и на их основе сделали демоверсию, чтобы доказать, что идея действительно работает.

И доказали! В Gearbox прониклись идеями NVIDIA, поверили 8 перспективность консоли и за-пустили в производство Android-порты игр серии Borderlands. Бета-версию Borderlands: The Pre- Sequel показывали на GDC, и, прямо скажем, тормозила она безбожно, но к релизу обещают довести скорость до 30 кадров в секунду. Кроме того, на NVIDIA Shield появятся многие другие PC-игры — Half-Life 2. Doom 3 BFG Edition. Metal Gear Rising: Revengeance, Resident Evil 5, Star Wars 2: Knights of the Old Republic, всего более полусотни. Можете не верить, но на ней даже сетевой режим Crysis 3 запустили!

На радостях NVIDIA объявила о революции и начале новой эпохи в игровой индустрии, пообещав догнать и перегнать PS4 и ХЬох One. Однако вспомним самые первые микроконсоли. В чем была их идея? Вовсе не в том, чтобы присосаться. словно пиявка, к двум экосистемам сразу — к рынку игр и для PC, и для Android. Наоборот, первые микроконсоли пытались отказаться от перенасыщенного барахлом игрового рынка Android, создав свою собственную, обособленную экосистему, где производителям хороших игр не мешали бы потоки дешевого трэша.

Идея, как мы знаем, не взлетела. Не потому, что сама по себе была плоха. Просто брались за нее не те люди. На GDC 2015 стало известно, что Nintendo начала активно завлекать разработчиков мобильных игр. Причем очень похоже, что это не временное увлечение, связанное с недостатком игр на Wii U, а новая долгосрочная стратегия по созданию обособленной экосистемы, которую не сумели реализовать производители микроприставок.

В чем заключалась проблема? Игроков на микроконсолях было мало, а следовательно, и разработчики не проявили интерес, а раз игр мало, то и игроков нет, а раз нет игроков, то и разработчики… В общем, замкнутый круг. Однако у Nintendo достаточно сил, чтобы его разорвать. На GDC для Wii U было представлено множество инди-игр, а их разработчики делились положительным опытом.

Оказывается, Nintendo активно развивает свой цифровой магазин eShop, «раскрутила гайки» и перестала предъявлять к мелким студиям невыполнимые требования. Раньше, к примеру, с теми, у кого не было собственного офиса, даже не разговаривали. А теперь — можешь делать игры хоть в подвале у соседа, лишь бы игры были хорошие.

«eShop стал отличным выбором для инди. Для хорошо отлаженной игры со стандартной ценой в 10-15 баксов это просто рай. хорошее и безопасное укрытие от сумасшедших толкучек типа iOS и Android. Да что там, на их фоне даже Steam выглядит не лучшим образом», — говорит Джаспер Ко-нин, выпустивший на Wii U аркаду Swords & Soliders 2. Посмотрим, чем все это закончится. Похоже, что от исхода эксперимента зависит не только судьба Wii U, — Nintendo давно ищет новую нишу в игровой индустрии для своей следующей приставки.