Война игровых движков (обзор конференции GDC 2015)

0

Коммунизм наступил

Дадим виртуальной реальности немного передохнуть, благо на GDC 2015 имелись и другие темы для обсуждений. Например, продолжившаяся война игровых движков. В бизнесе есть две основные стратегии ценообразования: можно продавать либо очень дорого, получая сверхприбыль на каждой продаже, либо же очень дешево, получая прибыль за счет больших объемов. Раньше производители движков успешно пользовались первым вариантом, продавая лицензии за сотни тысяч долларов, пока не появился Unity и не начал демпинг, продавая лицензии за копейки. Пока он был куцый и неказистый, серьезные создатели движков терпели, а когда Unity набрал силу и стал самым популярным движком в мире, было уже поздно.

Как, по-вашему, сколько игр появляется каждый день? – спрашивает журнал «Игромания». Просто возьмите и попробуйте угадать если и не точное число, то хотя бы примерный порядок. Одна? Десять? Сто? А вот и нет. Честно говоря, точного ответа даже мы не знаем, однако если верить статистике, то на одном только iPad появляется по 500 игр каждый день. Каждый! А ведь еще есть Steam, Android и консоли. Для каждого разработчика таких игр десять тысяч проданных копий уже успех и предел всех мечтаний. Сами движок они написать не могут, по 300 тысяч баксов за лицензию тоже не отдадут, зато все вместе они являются довольно вкусным рынком, за который и идет сейчас борьба.

Все это привело к прошлогоднему взрыву на GDC 2014: Unreal Engine и CryENGINE отказались от продажи лицензий и стали практически бесплатными. Самые крутые движки стали доступны не только для инди-студий, но даже для бедных студентов. Казалось, что большего и желать нельзя. Как оказалось, можно.

На GDC 2015 аттракцион неслыханной щедрости продолжил набирать обороты. Epic Games отменила и без того символическую подписку в 19 баксов за месяц, которую к тому же можно было и не платить (просто переставали приходить обновления). Теперь Unreal Engine полностью бесплатен, за исключением 5% роялти с доходов игры. То есть полностью функциональный Unreal Engine 4, на котором работают самые крутые студии, теперь может начать осваивать любой школьник. Кто знает, может быть, лет через десять он таки сделает успешную игру на базе UE — тут-то Epic Games и получит свои пять процентов.

Хотя кто знает, возможно, через десять лет и этой платы уже не будет. Потому что у конкурентов предложения еще более льготные. Unity, например, обновился до пятой версии и полностью отказался от любых отчислений с продаж. Плюс к этому, всем желающим доступна полностью бесплатная версия движка с незначительно урезанным функционалом. Версия для профессионалов стоит по 75 баксов за рабочее место в месяц, для разработчиков это гораздо дешевле, чем отдавать часть доходов.

А потом пришла Valve и утерла всем нос, объявив свой движок Source 2 полностью бесплатным. Никакой абонентской платы, никаких отчислений с продаж. Как же они собираются зарабатывать? Да никак. Просто у Valve есть Steam, и чем больше там будет хороших игр — тем больше денег получит студия. Тем более что в Source 2 имеется отличная поддержка Linux, а с учетом скорого релиза Steam Machines расширение библиотеки Linux-совместимых игр становится все более актуальным.